Практик писал(а):
...И тут они проводят всякие реформы, встают на путь Запада, фактически сворачивают со своей дорожки куда-то в другую сторону... и получают удары Природы, которая не наказывает их за плохие дела, а направляет их на изначальный путь, с которого они свернули.
Практик, дело в том, что реформы подчас проводятся не "и тут", с бухты барахты, а спустя какой-то промежуток времени, пока готовность к этим реформам созревает, создаются определенные необратимые условия.
Было время, когда в Японии самураев вообще не было (примерно до VIII в.), а существовали местные племена и воюющие крестьянские группировки... самураи возникло позже, как военный оплот владельцев поместий, японской знати, и помогали им защищаться от нападений и расширять свои территории. Про Запад тогда никто слыхом не слыхивал, так как европейские корабли туда не доходили.
Потом в течение нескольких столетий самурайство укреплялось и поддерживалось наиболее жесткими и сильными правителями, в частности сёгуном Токугава Иэясу и сёгунатом его линии (17 - 19 вв.). Он объединил страну на несколько столетий, победив в кровопролитной войне своего конкурента-соперника и казнив всех его самураев.
И тогда Япония начала первые контакты с Западом (Европой), потому что они давали ей возможность развиваться и расширять свои торговые возможности, кругозор. Некоторые правители хотели полностью отгородить Японию от контактов с Европой, но это бы лишило ее ряда научных достижений, знаний об устройстве мира, представлений о строительстве крупных кораблей... периодически границы то закрывались, то снова открывались для Запада.
Тот же самый Токугава, один из мощных и умных стратегов, допускал торговлю и связи с Европой, потому что они обогащали страну. И потому что осознавал, что если не будет расширять свой кругозор и связи с сильными западными странами, вроде Англии, сейчас, то пронырливые испанцы с их крестовыми походами и мощными военными кораблями доберутся и до Японии. Кстати, описанная в "Сёгуне" история с англичанином, случайно попавшим в Японию и достигшим там больших высот благодаря дружбе с сёгуном - реальный факт.
К 19 же веке, когда политическая ситуация в какой-то мере утряслась и войны поутихли, необходимость в таких огромных войсках самураев отпала, их освобождали от службы, и самураи превращались в ронинов - кто-то становился крестьянами, ремесленниками, торговцами, а многие просто уходили в разбой. Так что самурайство как класс отмирало постепенно. А вот культура самураев и бусидо переходило в культуру, искусство и мировоззрение японцев.
И процесс этот был весьма постепенным, не быстрым. И реформы происходили не вдруг, и не "куда-то", а шаг за шагом, осмысленно, через пробы обоих путей - закрытости и открытости внешним связям.
Землетрясения, цунами, и подобное там были и до, и после самураев.
Так что сидеть у себя в двадцать первом веке за компьютером и рассуждать о том, какой путь для Японии свой и истинный, а какой ложный, может быть легко и увлекательно, но не факт, что однозначно верно.